Уроки хендлинга (5) продолжение
Способы поворотов.
1) Направо. Собаку ведут за собой. В момент поворота вы закрываете ногами корпус собаки, поэтому этот поворот нежелателен для показа собак декоративных и низких пород собак. По этой же причине мы не приветствуем обвод собаки за спиной.
2) Налево.
Собака находится все время слева и в момент поворота вы ее не заслоняете ногами, и эксперт ее все время видит. Это наиболее предпочтительный способ поворота. При его выполнении можно остановить собаку, обойти ее, затем развернуть и пойти назад на эксперта, обязательно по прямой. Некоторые хендлеры модернизировали этот поворот, делая небольшую петлю. Это дает возможность эксперту еще более детально рассмотреть собаку, ее движение и определить ее достоинства и недостатки. Одно из правил хендлинга гласит: между экспертом и собакой никто не должен находиться, даже несколько секунд, т.е. эксперт должен видеть собаку все (!) время, пока идет экспертиза! Мы говорим проще: не загораживайте собаку. Второе правило хендлинга: никогда не поворачивайся к эксперту спиной. Это правило надо выполнять неукоснительно.
3) Шоу – поворот.
Это, пожалуй, самый трудоемкий, но и самый красивый повлорот. Перед поворотом вы на 1-2 сек. Замедляете движение, давая собаке возможность пройти немного вперед, затем разворачиваете свой корпус мягким элегантным движением, одновременно перехватывая ринговку правой рукой ниже левой и разворачиваете собаку к себе, а свободной левой рукой можете показать собаке, куда ей двигаться, поддержав пару секунд под нижнюю челюсть, а затем по прямой двигаетесь назад к эксперту. Прием заканчивается остановкой не ближе 1,5-2 м (у вас должен быть выработан глазомер!) и постановкой собаки в стойку. Если вы подойдете ближе 1,5-2 м, эксперту, чтобы еще раз осмотреть собаку, придется отойти назад (как сказал один поэт – лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянии!). Одной из задач хендлера является облегчить работу эксперту и не заставлять его совершать лишние движения.
4) Движение по треугольнику.
Есть эксперты, которые используют этот прием, есть – нет. Но я думаю, излишек знаний никому не повредит. Это одна из более легких фигур хендлинга, собака все время находится слева. Прием заканчивается постановкой собаки в стойку не ближе 1,5-2 м от эксперта. Здесь эксперт видит и задний фронт и корпус собаки, и передний фронт и все конечности, и способ движения. При движении от эксперта и особенно к эксперту двигаются только по прямой и, возвращаясь назад, собаку ведут прямо на эксперта, а сам выставляющий оказывается немного правее собаки (если поводок в левой руке) или левее (соответственно, поводок в правой). При остановке некоторые хендлеры становятся напротив собаки и, держа во рту лакомство, периодически его вынимают и подносят к морде собаки, а затем поднимают руку, заставляя собаку вскинуть голову, потом это лакомство отдают. Или похожие манипуляции проводят с игрушкой. Сейчас этот прием очень распространен (на приемы демонстрации собак тоже существует мода!), особенно в Скандинавии. Я же не сторонник этого метода. Причин тому несколько. Кормить собаку на ринге... На мой взгляд – это неуважение как к остальным участникам ринга, так и к эксперту. Кроме того, в дрессировке существует такой термин – дополнительное воздействие на собаку. И еще. Когда собаке все время предлагают лакомство, то ее провоцируют двигаться за рукой с кормом, перебирать лапами, теряется стабильность стойки, а хендлер как бы пританцовывает на ринге перед экспертом. И, как правило, хендлер становится слишком близко к собаке и не всегда может увидеть складки на холке, подвес на шее, опущенный круп, прогнутую спину, постав задних конечностей. Вот если собака научена стабильно стоять, не двигаясь вперед при отходе хендлера назад от нее, и он может отойти на 1-1,5 м, то такое исполнение приема смотрится очень красиво и эффектно и имеет смысл его использовать. И последнее. Если ваш человеческий ребенок заявляет, что он очень-очень хочет выставлять собаку сам и жаждет принимать участие в конкурсах юного хендлера, вы должны очень доходчиво объяснить, что ему придется очень-очень много и трудно работать, прочитать доступную его уму литературу, знать и уметь выполнять массу других фигур, и отточить свое умение почти до автоматизма. Но об этом как-нибудь в другой раз.